Женские образы в романе Тихий дон

Сочинение по произведению М. Шолохова, раскрывающее многогранные женские образы в романе Тихий Дон. Анализ культуры донского казачества через жизни и судьбы центральных героинь эпопеи. Подробности литературного разбора читайте в статье.

Женские образы в романе Тихий Дон сочинение

Тихий Дон — вершина творчества Михаила Шолохова. Писателю удалось создать запоминающийся и одновременно сложный роман-эпопею, в центре которого — панорамное изображение укладов и нравов донского казачества на фоне драматических событий начала XX века. Ужасающую трагедию военного и революционного времени Шолохов изображает через калейдоскоп непростых судеб обычных людей. И именно многогранные женские образы в романе Тихий Дон становятся связующим звеном, объединяющим вехи истории и казаческий быт. Незаурядность и неповторимость характеров как центральных, так и второстепенных героинь романа погружают читателя в хитросплетения чувств и событий на фоне глобальных перемен и слома существующих порядков.

Аксинья Астахова

Одной из центральных героинь Тихого Дона является Аксинья — смелая, гордая и страстная женщина, чья судьба оказалась невозможно трагичной. Она незамедлительно привлекает читателя своей противоречивостью. В характере Аксиньи обворожительно сочетаются независимость и волевая решительность истинной казачки с пылкостью чувств и готовностью к самопожертвованию ради любимого человека. Она всегда следует зову своего сердца и не боится противостоять патриархальным укладам того времени. Невзирая на осуждение со стороны хуторян и гнев законного супруга Степана, прозорливая Аксинья не стыдится своей любви к Григорию Мелехову, а напротив — открыто и гордо раскрывает их преступную связь. Ради личного счастья она готова принести в жертву собственное благополучие, чистоту имени и существующие традиции, покинув родной Дон.

Однако Шолохов не стремится идеализировать Аксинью. Напротив, пылкость и отчаянность характера зачастую становятся причиной горестных страданий как самой героини, так и окружающих. Страстная и исступленная любовь Аксиньи не только тяжело ранит душу законной супруги Григория — Натальи, но и самого любимого, вынуждая его разрываться между чувствами и долгом. Апогеем разрушительной силы столь сильных чувств становится связь героини с Листницким. В попытках заглушить боль от трагической гибели дочери и разрыва с Григорием, Аксинья решается на измену. Однако такой поступок противоречивым образом лишь усиливает ее чувства по отношению к Мелехову.

  Сочинение Дубровский и Маша Троекурова

Несмотря на все трудности, сопутствующие героям романа, судьба Аксиньи незримо, но прочно переплетается с путем Григория. Сколько бы раз жизнь не разводила их дороги, гордая казачка смогла сохранить и пронести свою любовь через ужасы военного времени. И тем не менее, трагедия столь пылкого и одновременно губительного чувства — в его безысходности. Приговор обреченности страстной любви выносит кончина детей Аксиньи и Григория. Таким образом, Шолохов не только подчеркивает несостоятельность и невозможность исступленного чувства, но и превозносит важность духовной целостности и гармонии человеческой натуры.

Наталья Мелехова

Другим важным женским образом в романе Тихий Дон является Наталья — абсолютная противоположность пылкой и гордой Аксиньи. Однако судьба этой героини не менее трагична.

Наталья — олицетворение верной жены, любящей матери и кроткой хранительницы очага. Ей чужды страсти и своевольность, поскольку ее очарование — в скромности и простоте. Именно внутреннее спокойствие Натальи, покорный нрав и гармоничность души привлекли Григория. Ее любовь бескорыстна, терпелива и всепростительна.

Но несмотря на это между героями существует непреодолимая пропасть, фундаментальная причина которой — метания души Мелехова. В силу своего покорного, скромного нрава Наталья не способна на безудержную, отчаянную страсть, которая бессознательно манит Григория. В будущем именно кротость характера и внутренний покой станут одновременно ее силой и слабостью в столкновениях с Аксиньей. Первое противостояние заканчивается сокрушительным поражением Натальи, сдавшейся под уверенным напором соперницы. Однако второе столкновение меняет героинь местами, а сама Наталья поступает мудро и рассудительно, предоставляя право выбора Григорию.

Тем не менее, на долю Натальи выпало достаточное количество душевных мук и терзаний. Будучи олицетворением традиционного уклада жизни, она не способна смириться с социальными порядками, наступившими после Гражданской войны. Героиню перемалывают не только беспощадные жернова новых традиций, но и трагизм их взаимоотношений с Григорием. Однако именно чистота души Натальи, продолжившаяся в их с Мелеховым сыне, становится символом надежды для главного героя.

Женские образы в романе Тихий дон, сочинение

Второстепенные женские образы: Ильинична, Дуняша и Дарья

Второстепенные женские образы в романе «Тихий дон» — это галерея ярких и запоминающихся персонажей, судьбы и характеры которых расширяют панораму донского казачества.

  Сочинение Горе от ума

Особенно выразительна в контексте романа Василиса Ильинична — мать Григория, Дуняши и Петра Мелеховых. Как и Наталья, она является верной женой и умелой хозяйкой. Жизнь Ильиничны была сложна и проходила в тяжелом труде, состарившем ее раньше срока, и семейном быту. Однако, несмотря на все невзгоды и лишения, это человек, обладающий чутким сердцем и широкой душой. Свою отраду Ильнична смогла обрести в собственных детях, которым посвятила всю себя. Их счастье и благополучие стали центральным смыслом всей ее жизни. Ильнична трепетно, но в то же время кротко, переживает за судьбы Григория, Дуняши и Петра, не осуждая и не порицая. Именно внутренний стержень, житейская мудрость и бескорыстная материнская любовь позволили ей пережить трагическую гибель Натальи и в будущем — простить раскаявшуюся Аксинью.

Сестра Григория — Дуняша — становится воплощением казаческого упорства. В ходе повествования читатель наблюдает ее перерождение из невзрачной девушки в молодую, самодостаточную женщину. Ее проницательность, острый ум и дерзкая самонадеянность позволяют Дуняше добиваться желаемого. Она достаточно смела и отважна, чтобы противостоять мнению семьи. Но в отличие от Аксиньи, бунт Дуняши более взвешен и расчетлив. Благодаря этим качествам героиня смогла выйти замуж за своего избранника — Михаила Кошевого, несмотря на кровавый след преступлений, тянущийся за ним.

В галерее второстепенных персонажей Дарья Мелехова — жена Петра — резко контрастирует с Ильиничной и Дуняшей. Вынашивая в своем сердце ненависть к собственному мужу и после его трагической кончины, Дарья решает порвать со своей прошлой жизнью. Ленность и лукавство ее характера подогревались отчаянной жаждой мести за все ушедшие годы ее молодости. Дарья выбрала распутную и праздную дорогу, которая привела ее к мукам неизлечимой болезни. И только на закате своей жизни она искренне раскаялась в беспечности по отношению к собственной судьбе.
Роль женских образов в романе «Тихий Дон»

  Сочинение На дне

Система женских образов в романе Тихий Дон

Система женских образов в романе Тихий Дон — вне всякого сомнения — многолика и выразительна. С ее помощью литературный талант Шолохова позволил изобразить массивный пласт казаческой культуры в эпоху грандиозных перемен. Именно героини Тихого Дона становятся душой и сердцем этого произведения. Парадоксальное сочетание патриархальности и свободолюбия, пылкого нрава и кроткого характера, самоотверженности и верности традициям — все это гармонично расширяет и дополняет монументальное литературное полотно, раскрывающее глубину, чувственность и трагичность человеческой жизни во времена войн и революций. Каждая казачка превносит в роман свое трактование и понимание уникальной культуры, существовавшей на берегах Дона. Можно с уверенностью сказать, что героини Шолохова — абсолютно самобытны и неповторимы. А хитросплетения их судеб позволяют читателю ответить на главный вопрос: в чем же кроется пленительная сущность донского казачества.

Сохрани сочинение чтобы не потерять!

Оставьте комментарий